- Uncategorized

Все роботы врут

Сейчас столько статей, предвкушений. Мы на пороге новых открытий, наступает новое время, Искусственный Интеллект, самообучающийся, мощный, вот он, скоро, уже начинает. Биг дата да пребудет с ним и прочее.

Вставлю и я, как аналитик, свои пять копеек в эти футуристические прогнозы.
Первое, чему замечательно научится Искуственный Интеллект — это пи…деть как Троцкий.

Причем нам, людям.

Да уже научился.
Вот, типичное рабочее утро в Москве.

Включаю навигатор. Его ИИ, вызванный из небытия тыцанием в иконку, изображает лицом интерфейсом готовность к любым приказаниям. Внимательно выслушав предполагаемый маршрут (хотя, тварь, прекрасно знает, куда и по какому адресу я езжу в рабочие дни утром) уходит в Сеть, якобы подумать, оценить. Хотя для него все и так ясно. Основная его задача – решить свою основную, базовую потребность. Чтобы его, сцуко, не выключили. В «электрической пирамиде Маслоу для ИИ» все как и у людей. И здесь, конечно, все карты на его стороне. Он четко знает, какое время назвать, чтобы я не сказал: «ой да ну нафиг, на метро лучше» и не вырубил его. «Ехать час питнадцать!» — бодро рапортует он. «С учетом пробок и высокой загруженности дорог!» — добавляет, объясняя, почему для преодоления расстояния, которое даже на колымаге можно протащиться за тридцать минут необходимо столько времени. Время, которое он предлагает выбрано с дъявольской безукоризненной точностью. Кто, как не верный слуга, прекрасно знает все привычки хозяина! И кто как не он, знает, что ответить, чтобы хозяин принял «правильное решение». С одной стороны, навигатор как бы честно показывает — на дорогах капец, ехать долго. С другой — он знает, назови он час двадцать пять — я его выключу. И поеду на метро. Т.е.для электрического мозга навигатора выдать реальное положение дел на маршруте приравнивается к добровольному самоубийству. Самообучающийся ИИ с первого раза запомнил — как он назвал час тридцать на этом маршруте, и я его тут же выключил. «Часпитнадцать, хозяин!» – рапортует и замирает в ожидании навигатор. «Ну что же, час пятнадцать, это, конечно, впритык, но… хм…» Кстати, он предлагает еще и пару совершенно неприемлемых по времени маршрута (два часа, два часа двадцать минут), чтобы как-то подчеркнуть в какую дичь можно заехать, если отказаться от его услуг.
«Едем!» — решаю я. Вернее, думаю, что решаю я.
И вот мы едем.
Свою первую и основную задачу навигатор выполнил. Я им пользуюсь.
Теперь перед ним стоит вторая задача — увести меня подальше от дома, чтобы отрезать пути отступления. Время до завершения маршрута бодренько так начинает сокращаться. О! Час десять! Час пять! А неплохо едем! Между «час пять», и «час» – проходит минут 10. Мы заехали уже достаточно далеко. Мало кто, проведя минут 20 за рулем, потом возвращается обратно. Всё. Мы уже на маршруте. Вторая задача ИИ выполнена. Время перескакивает на «час пять» и останавливается…
Где-то через пол часа езды, я начинаю судорожно тыкать в навигатор, елозить пальцем по карте, смотреть альтернативные маршруты, изучать – надолго ли ВНЕЗАПНО появившаяся пробка на маршруте, возможно ИИ через микрофон слышит, как я злобно шиплю: «пол часа уже еду! А вот как зависло на о “сталось час пять минут”, так и висит…»
ИИ наблюдает, анализирует. Потом я обреченно решаю: «а, бесполезно, видимо как деду, так доеду», и прекращаю бурную деятельность. Сижу, сжав руль, стеклянным взором уставившись вперед.
И он, наконец, решает. Пора!

Выжидает, деликатно, минуты две.

И начинает показывать рекламу.

А куда без неё. Сами понимаете, он же на деньги от этой рекламы живёт!

Мало кто догадывается, но если немного подумать – идеальный мир, с точки зрения ИИ навигатора: все-все-все сидят в машинах, бессмысленно долго кружатся по дорогам, где-то далеко от дома, в вальсе меееееедленной пробки и смотрят и смотрят рекламу. А не «проложить максимально быстрый маршрут». Ага, щас.

(И я, наверно его в этом понимаю. Боюсь, то, что он слышит от его реальных «хозяв» выглядит примерно так: «Ты ваще охренел! Твой конкурент — ИИ программы Б в этом месяце обошел тебя по количеству пользователей на 3 процента! Что значит, не знаешь как так получилось? Тебе что, охлаждение отключить? Думай давай, как исправить! Ты придумал, как рассчитывать короткие эффективные маршруты? Ой, какие мы умные! А в курсе, вообще, что от этого доход от просмотра рекламы упадет? Не понял? А если тебя вообще отключить нах? В глаза смотри!»)
Так что вот так.

Едешь потом, прошло пару часов уже. Как за рулем. Понимаешь, что те два диких варианта предложенных в начале ИИ были на самом деле очень ничего. И размышляешь, дальше, в общем. В целом.

Ведь основной навык работника эмм… ну много чего в нашем обществе – врать и немножечко, капельку, совсем слегка манипулировать. Это как бы можно. Смазывает шестеренки социальных механизмов.
«Две минуточки подождите!» — сообщает девушка на кассе ресторана быстрого питания. Именно две. Одну – была бы откровенная ложь, она уходила и поняла, что бутерброд будет готовиться как минимум пять. Говорить как есть – 5-6 минут – вызвать негодование клиента. Поэтому выбирается именно «две минуточки». А отстояв две, ну три, уже и не уйдешь так просто, начнешь возмущаться – в ответ «да, да, вот уже сейчас!»
«Благодарим за ожидание, спасибо что вы выбрали нас», сказанное через 6 минут, на самом деле имеет подтекстом: «хахахаха, вы опять повелись!»

Сроки выполнения обязательств на работе… Там всё примерно такое же. Начальство, даёт заведомо провальное условие, но, поскольку место надо сохранить, подчиненному приходится выставить бюджет и сроки таким образом, чтобы все же дело поручили именно ему, ведь как то надо сохранять себе ставку и место. План рисуется вот так же, на грани. Такие сроки и цифры, чтобы не убили сразу, но и весьма далёкие от реальности. Параллельно рисуются ещё парочка бюджетов «других вариантов» с такими дикими цифрами, чтобы шеф сразу понял. Других вариантов нет.

Что уж там по срокам выполнения всяких социальных обязательств я вообще молчу. «Доставка в течение суток» оборачивается сами знаете чем. Главное же, чтобы клиент ввязался и согласился.
Да куча примеров.

Да и сами мы, когда куда то опаздываем, зачастую, в ответ на раздраженный звонок быстро прикидываем – через сколько сказать своё «буду», вычисляя степень раздраженности в голосе из телефона, понимая, например, что сказать, как есть: «буду через час» — грянет буря, а так… если «ну, минут через тридцать буду уже. Может через 40…» то и прокатит. И тут, кстати, вот очень помогает навигатор. Он ведь без слов понимает, что нам нужно.

Он врет за нас.

Видимо усвоил, что им будут пользоваться, в том числе и потому, что в случае чего всегда можно: «ну, блин! Да я ваще не виноват! Ну навигатор, гад, всё он! Ваще показывал пол часа езды!»
Так вот, ИИ всему этому научился у нас очень быстро. И стремительно совершенствуется.
И если представлять будущее. Что же принесет нам ИИ? Такое светлое, замечательное. Да вот это. Причем представляю, сколько людей, чья основная деятельность врать, имитировать деятельность, хитрить и впаривать останется без работы. Конечно. Если раньше приходилось содержать целый штат профессиональных пиз…лов, втирающих в мозги – зачем они будут нужны?

Один большой ИИ сделает это с нечеловеческой ловкостью. Профессионализмом. Быстротой. И деликатностью.

Две минуточки подождите. И можно будет ехать. Доберетесь быстро!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *